mikhailosherov (mikhailosherov) wrote,
mikhailosherov
mikhailosherov

Category:

Еврейские погромы в Азербайджане.

Евреи жили на Кавказе с очень давних времен. Как свидетельствует путешественники 18 и первой половины 19 веков, среди евреев Кавказа была ещё жива легенда, что они потомки десяти колен Израилевых, поселённых в Мидии ассирийскими царями. Сохранилось другое предание, по которому начало еврейского поселения на Кавказе следует отнести к эпохе разрушения Первого Храма (586 год до н. э.). В армянских хрониках начиная с 3 века до н. эры упоминаются имена евреев, поселившихся в Армении и успешно служивших новому государству на новой родине.  У Иосифа Флавия упоминаются евреи из царского рода Хасмонеев, которых римляне поставили царями в Армении.
В 7 - 10-м веках на Северном Кавказе существовало мощное Хазарское царство, жители (в основном, элита) которого исповедывали иудаизм. Хазарский каганат простирался от Крыма до Волги, от Дона до Большого Кавказского хребта. Какую то часть населения Хазарского каганата могли составлять собственно евреи. Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных общин — караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи.

Горские евреи жили преимущественно на юге Дагестана и на севере Азербайджана в небольших селах, окруженные преимущественно мусульманским населением, от которого они испытывали различные притеснения. Встречали и случаи кровавых наветов, и погромов отдельных сел и городков. На основании такого кровавого навета в 1816 году произошел еврейский погром в селе Варташен (ныне - Огуз, Азербайджан).  

http://www.stmegi.info/Post.aspx?cn=25&p=251

"Все началось в ауле Ханабади, где был убит семилетний ребенок, сын муллы. Грудь ребенка была в нескольких местах проколота острым предметом, горло перерезано ножом. Нухинский хан Исмаил, под властью которого находился аул, спросил у местных жителей, кого они подозревают в убийстве. Одна женщина сказала, что видела недавно в ауле троих евреев из аула Кара-баддир: на них и пало подозрение. Хан тут же велел узнать, кто из евреев был в Ханабади, и доставить к нему. Когда нашли этих троих, он велел пытать их, пока не признаются. Евреев били дубинками, им сломали руки, ноги и ребра, отрезали носы и уши, выбили зубы. Несчастные не выдержали мук и заявили, что это сделали евреи Варташена. По приказу хана тут же арестовали около 30 варташенских евреев, стали их пытать, требуя либо признаться в убийстве ребенка, либо принять ислам. Самый молодой из арестованных решил принять ислам. Но это его не спасло, палачи продолжали его пытать. Не вынеся мучений, несчастный юноша «сознался» и обвинил в убийстве двоих жителей Варташена. Хан велел бить смертным боем остальных арестованных евреев, в то время как большой отряд направился громить еврейский квартал Варташена. Воины убили одного еврея и изнасиловали шесть женщин, ограбили дома, увели коней, быков, угнали мелкий скот. В этом погроме приняли участие и местные мусульмане — жители Варташена. У раввина Авраама потребовали, чтобы он обратился к еврейской общине с призывом перейти в магометанство, когда он отказался, его привезли в столицу ханства Нуху, там убили, бросив труп у городских ворот. За то, чтобы забрать труп и захоронить его, евреи вынуждены были заплатить хану большой выкуп. Позже российскими властями было проведено расследование, во время которого выяснилось, что убитый ребенок стал нечаянными свидетелем того, как одна из молодых жен его отца обнимается с чужим мужчиной. Тот, боясь, что ребенок выдаст их, и совершил это убийство"

Ранее в этом же селе во время правления Исмаил-хана, в селе имел место ритуальный навет. Раввину Аврааму бен Хануке, к-рый отказался принять ислам, отрубили голову. Шестерым другим раввинам раскаленным железом просверлили уши и носы.

http://www.stmegi.info/Post.aspx?cn=25&p=251

"Еще один навет имел место в Баку в июне 1898 г. Житель Баку по имени Хусейн Гули-оглы заявил приставу, что пропал его маленький брат Салам. Очень скоро другой человек привел пропавшего мальчика в участок. Он сказал, что увидел на улице еврея с мешком на спине, мешок ему показался подозрительным, он отобрал мешок и обнаружил в нем ребенка. Пристав поверил этому человеку, распорядился найти и арестовать того еврея, которым оказался некто Рафаэль Рагмилов. Слух о том, что еврей пытался похитить ребенка, мгновенно облетел весь город. Толпа в несколько сот разъяренных людей напала на еврейский квартал, избиваемые люди стали искать защиты в полицейском участке.
В это время в Баку приехали несколько евреев из Кубы. Толпа напала и на них и только вмешательство полиции спасло их от линчевания. Расследование очень скоро выяснило, что вся эта история была инсценирована самим Хусейном Гули-Оглы, который хотел таким образом отомстить Рагмилову, с которым из-за чего-то поссорился.
В 1911 г. кровавый навет имел место в ауле Тарки. В ауле распространился слух, что пропала девочка. Толпа направилась в синагогу, круша все на своем пути, избивая встречных евреев. Но не успели они дойти до синагоги, как девочка нашлась — живая и здоровая, и погром прекратился."

--------------

Погром в Кубе. 1918 год.

http://www.stmegi.info/Post.aspx?cn=25&p=3716

"1 сентября 1918 г. азербайджанцы и горцы выбили большевиков из Кубы и устроили еврейский погром в Еврейской Слободе. 15 сентября 1918 г. мусульмане захватили Баку и окрестности и начали карательные акции против «предателей», в том числе и против горских евреев. В городе Шемахе были похищены шесть молодых горских евреев и, несмотря на многочисленные усилия, родственникам удалось вызволить только троих. Евреи из Геокчая, Мюджи и Гафтарана бежали от погромов в Баку, а когда вернулись, нашли свои дома разоренными. Тех, кто не успел бежать — убили, оставшиеся в живых после погромов умерли от голода. Еврейские поселения Мюджи и Гафтаран прекратили свое существование. Евреи Дагестана также страдали от налетов вооруженных банд.
Представители горских народов в мае 1918г. провозгласили создание независимого горского правительства, которое призвало к полному изгнанию русских и большевиков из региона и к созданию мусульманского государства. Войска этого правительства, больше похожие на разбойничьи отряды, чем на регулярную армию, проводили свои кровавые акции и в прибрежной зоне Дагестана. Советской власти в регионе фактически пришел конец. Отряды мусульман, напав на аул Нюгди, грабили и убивали живших там евреев. Против власти большевиков выступали и отряды казаков под предводительством Лазаря Бичерахова, которые совершали разбойничьи нападения на аулы горских евреев, считавшихся сторонниками большевиков."

---------

Погром в Сумгаите. 2009 год.

Через 90 лет после погрома в Кубе произошел еврейский погром в городе Сумгаит, в городе, печально известным армянским погромом 1988 года.

http://www.zman.com/news/2009/02/10/35411.html

"Еврейский погром в Сумгаите: СМИ приказано молчать

В ночь с 9 на 10 февраля толпа мусульман, подогретых проповедью имамов в азербайджанских мечетях, устроила погром в Сумгаите. Возглавил антисемитскую акцию глава "Джума мечети" в Баку Ильгар Ибрагимоглу. Участники погрома разделились на группы, после чего каждая отправилась по определенному адресу в дома евреев. Во многих случаях мусульманам удалось ворваться в квартиры еврейских граждан, избить хозяев, ограбить. Несколько домов были подожжены.Не менее 12 евреев получили ножевые раны. Как сообщают военные источники портала DebkaFile, устроенный азербайджанскими мусульманами погром - акция отмщения за антитеррористическую операцию "Литой свинец".Напряженность между азербайджанскими мусульманами и евреями возникла летом 2006 года во время Второй ливанской войны, но апогея она достигла в дни антитеррористической операции "Литой свинец" в секторе Газа, сообщают эксперты израильского портала. Во время Второй ливанской войны имам Сумгаита требовал от главы горско-еврейской общины Азербайджана Семена Ихиилова принести извинения за "израильскую агрессию" и выразить солидарность с ливанцами и палестинцами. Как сообщает информационный портал, власти Азербайджана строжайше запретили СМИ публиковать какую-либо информацию, касающуюся погрома в Сумгаите.Согласно сообщению DebkaFile сегодня, 10 февраля, председатель горисполкома Сумгаита Вагиф Алиев вызвал сотрудников местной службы безопасности и потребовал немедленно выявить и арестовать зачинщиков погрома.В 1988 году, напомним, в Сумгаите вырезали армянских горожан. Согласно публикациям азербайджанских источников, не менее 26 армян были убиты, однако армянские источники сообщали о двух сотнях убитых."

-----------

Власти Азербайджана не извинились перед еврейским народом за погром в г. Сумгаите.  

Власти государства Израиль очень заинтересованы в сотрудничестве с государством Азербайджан, особенно в военном сотрудничестве против Ирана. Инциденты, подобные погрому в Сумгаите, лишь осложняют дипломатические реверансы руководителей двух государств.

С историей погрома в Кубе сложнее, но власти Азербайджана и Израиля придумали выход - если история взаимоотношений народов мешает нынешней политике властей, надо переписать эту историю, чтобы могилы погибших евреев ей не мешали. Для этого в 2011 году власти Азербайджана организовали отдельную поездку в Азербайджан делегации израильских журналистов.

http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2011-03-21/13739.html

"27 марта группа израильских журналистов посетит Азербайджан, чтобы ознакомиться с историей евреев в этой южнокавказской республике. Организаторами поездки, которая продлится 5 дней, выступили Всемирный азербайджанский конгресс, базирующийся в США, и Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России (ФНКА АзерРос) при содействии Фонда Гейдара Алиева и посла Азербайджана в РФ Палада Бюль-Бюль Оглы. Вдохновителем и движущей силой проекта стал Мирза (Мирашраф) Фатиев - вице-президент ФНКА АзерРос.

В составе израильской делегации – русскоязычные журналисты и их коллеги из центральных ивритоязычных СМИ: Петр Люкимсон ("Новости Недели"), Давид Кон (9 канал ИТВ), Наталья Каневская ("Решет Бэт"), Сергей Подражанский ("Вести"), Орен Нахари (1 канал ИТВ), Лиат Шлезингер ("Маарив"), Ольга Виньяр ("Калькалист"), Хадар Примор ("Гаарец"), а также политологи Давид Эйдельман и Авигдор Эскин. Ожидается, что к поездке присоединятся несколько российских журналистов.

Согласно предварительной программе, гостей примут министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров, глава администрации президента республики, вице-премьер, представитель Фонда Гейдара Алиева, а также руководители еврейских общин и раввины. Израильтянам расскажут об еврейской истории Азербайджана и ознакомят с документами, свидетельствующими о событиях 31 марта 1918 год."

----------------

Надо заметить, что азербайджанской стороной были достигнуты определенные результаты - если им не удалось начисто переписать историю еврейских погромов в Азербайджане для всего мира, то им удалось завербовать в ряды своих сторонников ряд известных израильских журналистов, которые по итогам поездки дали интервью в русскоязычных СМИ  - текст можно прочитать здесь:

http://izrus.co.il/history/article/2011-04-03/13878.html

Поездка была настолько скандальной, насколько скандальной были понятны цели этой поездки, что некоторым русскоязычным израильским СМИ пришлось давать разъяснения -

http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2011-04-01/13862.html

"Пояснение редакции портала IzRus по поводу поездки группы израильских журналистов в Азербайджан.

01.04.2011 10:09  

Редакция портала IzRus не участвовала в организации поездки израильских журналистов в Азербайджан, не направляла для участия в ней своего сотрудника или внештатного корреспондента.

27-31 марта сего года Республику Азербайджан посетила группа израильских русскоязычных журналистов и политтехнологов. Они были приняты рядом официальных лиц, встречались с представителями еврейской общины, с местными журналистами. СМИ Азербайджана и Армении широко освещают эту поездку. Некоторые из них сообщают об участии в ней корреспондента портала IzRus, называя в этом качестве Давида Эйдельмана.

Считаем необходимым прояснить: редакция портала IzRus не участвовала в организации этой поездки, не направляла для участия в ней своего сотрудника или внештатного корреспондента. Давид Эйдельман является известным на "русской улице" политтехнологом и блоггером. Редакция портала IzRus периодически обращается к нему, как к специалисту, за комментариями по вопросам израильской политики и отношений Израиля с некоторыми странами СНГ. Но он не является ни сотрудником нашей редакции, ни внештатным корреспондентом и никаким другим образом не представляет портал IzRus."

--------------------

Как я уже указывал выше, горские евреи знают, кто убивал их предков в Кубе. Еще раз - ссылка с этого сайта:

Погром в Кубе. 1918 год.

http://www.stmegi.info/Post.aspx?cn=25&p=3716

"1 сентября 1918 г. азербайджанцы и горцы выбили большевиков из Кубы и устроили еврейский погром в Еврейской Слободе. 15 сентября 1918 г. мусульмане захватили Баку и окрестности и начали карательные акции против «предателей», в том числе и против горских евреев. В городе Шемахе были похищены шесть молодых горских евреев и, несмотря на многочисленные усилия, родственникам удалось вызволить только троих. Евреи из Геокчая, Мюджи и Гафтарана бежали от погромов в Баку, а когда вернулись, нашли свои дома разоренными. Тех, кто не успел бежать — убили, оставшиеся в живых после погромов умерли от голода. Еврейские поселения Мюджи и Гафтаран прекратили свое существование. Евреи Дагестана также страдали от налетов вооруженных банд.
Представители горских народов в мае 1918г. провозгласили создание независимого горского правительства, которое призвало к полному изгнанию русских и большевиков из региона и к созданию мусульманского государства. Войска этого правительства, больше похожие на разбойничьи отряды, чем на регулярную армию, проводили свои кровавые акции и в прибрежной зоне Дагестана. Советской власти в регионе фактически пришел конец. Отряды мусульман, напав на аул Нюгди, грабили и убивали живших там евреев. Против власти большевиков выступали и отряды казаков под предводительством Лазаря Бичерахова, которые совершали разбойничьи нападения на аулы горских евреев, считавшихся сторонниками большевиков."

------------

Эта история - не первый случай, когда политика государства Израиль направлена на тесную дружбу с идейными, а иногда и прямыми наследниками тех, кто убивал евреев - достаточно напомнить о тесных связях с Германией, которая строит  для Израиля на льготных условиях подводные лодки; о тесных связях с предыдущим националистическим правительством Украины, которое базировалось на правящей парламентской коалиции, в состав которой входили идейные и организационные наследники бандеровской организации ОУН, организовавшей массовое убийство евреев и поляков Западной Украины; о тесных связях израильских властей с властями Грузии, также провозглашающими себя наследниками "грузинского легиона" и уничтожающими памятники павшим советским солдатам; о тесных политических связях израильских властей со странами Прибалтики, где у власти находятся идейные наследники эсесовцев. Не в первый раз государство Израиль ради текущих политических интересов фактически предает историческую память еврейского народа. Но в первый раз в это дело оказались замешаны русскоязычные журналисты и политологи Израиля, которым азербайджанские угощения оказались важнее исторической памяти собственного народа.
Tags: Азербайджан, СМИ, Эйдельман, антисемитизм, горские евреи, евреи, журналистика, история, погром
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author