mikhailosherov (mikhailosherov) wrote,
mikhailosherov
mikhailosherov

Categories:

Еврейская идентификация - идиш и культура. Лазарь Заменгоф.

Еврейская идентификация - идиш и культура. Лазарь Заменгоф.



Из книги "Гиллелизм":

Мы, рассеянные по всему миру евреи, не имеющие не только политической самостоятельности, но и какой-либо определенной населяемой территории, а главное - не имеющие самого необходимого фундамента народности - языка, не представляем собою не только народа, но даже малейшего намека на народ, а мы составляем только группу людей, имеющих одну общую религию, или вернее приписанных к одной религии, так как многие из нас этой религии даже не исповедуют. Некоторые, правда, говорят, что у нас есть свой язык, древне-еврейский; но вы ведь знаете, что это ложь. Этот язык принадлежал когда-то народу, жившему в отдаленной древности, но мы с ним ничего общего не имеем; если бы не религия наша, мы бы этого языка и знать не хотели; этот язык для нас также труден и чужд, как для всякого нееврея. Правда, специально у нас с вами, любезные слушатели, есть общий язык, на котором говорили наши отцы и деды, на котором большинство из нас самих говорило в детстве и часто говорит еще и теперь - это жаргон. Если бы мы этот язык культивировали и заставили бы говорить на нем наших детей и внуков, то это дало бы нам некоторое право называть себя особым народом. Это был бы действительный народ, а не фиктивный; но ни с евреями других стран, ни с Палестиной этот народ кроме религии не имеет ничего общего и тяготеть без фальши он должен был бы только к своей действительной родине, т.е. к Западной России и Польше, и к своему действительному языку, т.е. к жаргону. Такое национальное самосознание было бы, если не желательно, то по крайней мере естественно; но так как культивирование такого западно-русско-немецкого народа, признающего Балтийско-Черноморскую полосу своей родиной, а жаргон своим языком, ни одной из еврейских партий не признается ни желательным, ни мало-мальски целесообразным или имеющим какие-либо шансы на будущее, то мы об нем говорить совершенно не будем. Выражение "народ еврейский" (в смысле "панъюдаистический"), к которому мы так привыкли, есть следовательно выражение вполне ошибочное, которое благодаря религии и ее неизменяемым терминам все еще передается из рода в род, хотя бы оно с незапамятных времен сделалось уже полнейшим анахронизмом, подобно многим другим религиозным терминам и обычаям.

"Но", скажете вы, "у нас есть общее происхождение, общая история, общая судьба и страдания, общие обычаи". Но всмотритесь повнимательнее в эту историю и вы увидите, что уже от двух тысячелетий она не представляет собою и тени какой-либо истории народа, а совершенно несомненно составляет собою исключительно только историю религиозной группы. К этой истории целиком принадлежал и принадлежит всякий человек, исповедующий еврейскую религию, хотя бы даже еще отец его ничего общего с еврейством и Палестиной не имел: с момента принятия им еврейской веры он входит в еврейскую историю; с другой стороны всякий не исповедующий еврейской религии не имеет с еврейской историей ровно ничего общего, хотя бы еще дед его был самым преданным евреем. Может ли следовательно быть какое-нибудь сомнение в том, что та история, которую мы по древней привычке, когда-то в отдаленной древности имевшей основание, называем ошибочно историей еврейского народа, есть ничто иное, как исключительно только история еврейского вероисповедания? То же самое и с нашей судьбой и с нашими обычаями, которые не содержат в себе ни капли чего-либо народного, чего-либо Палестинского, и общность которых происходит исключительно только от общности нашей религии и страданий, вызванных этой религией. Единственный слабый признак, который нашим националистам дает еще некоторое право называть нас народом, есть общность нашего происхождения. Но во первых эта общность происхождения далеко не так несомненна, как многим - под влиянием опять таки религиозных традиций и формул - кажется. Вспомните о множестве людей, выпадавших из еврейства в другие народы (например исчезновение 10 колен, т.е. 5/6 всего народа, еще в отдаленной древности, массы постоянно принимавших и принимающих иные религии); вспомните множество людей посторонних, вливавшихся в еврейство (например массы новообращенных евреев в последнюю эпоху Рима, когда люди принимали ведь не только христианство, но и еврейство; целый народ Хазарский, принявший еврейство и несомненно общившийся с другими евреями; еврейские неофиты заграницей и потомки многих "жидовствующих" и "субботников" в России; и т.п.). Но не будем об этом распространяться, а допустим, что действительно все евреи происходят от Израиля, а все не-евреи не от Израиля; что же из этого следует? Разве живой народ творится запыленными историческими хартиями и родословными? Какому из существующих народов есть какое-нибудь дело до того, кем были в отдаленной древности его предки, были ли они израильтянами, филистимлянами, скифами, готами, гуннами, германцами и т.п.?! Это дело историков, а не народа, который своего происхождения не чувствует и чувствовать не хочет, если его не связывают какие-нибудь узы фактически еще существующие, т.е. если общность существующего еще родного языка не делает его взаимно связанным между собою народом или общность веры не делает его взаимно связанной между собой религиозной группой. Отнимите вы эти фактические узы - и тогда завтра же всякая связь между бывшими членами прежней массовой единицы моментально прекращается и члены становятся друг другу навсегда и окончательно совершенно чуждыми и знать друг друга не захотят, хотя бы даже известно было самым несомненным образом, что они все несколько тысяч лет тому назад имели общего отца. Что например связывает между собою финнов и венгерцев, хотя несомненно известно, что они не только одного происхождения, но что они составляли один народ даже сравнительно еще очень недавно, когда евреи давно уже единого народа не представляли? А так как у евреев общего языка нет, то их связывает исключительно только общность религии. Когда русский народ перешел из язычества в православие, он ничуть не перестал быть русским народом; если бы он сегодня принял лютеранство, он все остался бы тем же народом, потому что членов его связывает в единое народное целое общность языка; но пусть так называемый еврейский народ примет сегодня другую религию, и тогда моментально еврейский народ навсегда исчезнет бесследно. Неправда ли? Можете ли вы сомневаться в этом? Можете ли вы даже вообразить себе еврейский народ без еврейской религии? Если же мы сознаем, что с уничтожением еврейской религии моментально и окончательно исчез бы еврейский народ, то это уже доказывает вполне ясно и несомненно, что еврейского народа нет и что евреи составляют только группу людей, связанных между собою исключительно только религией, не взирая разумеется на то, исполняют ли они действительно предписания этой религии или только причисляют себя к исполняющим ее.

Вы скажете, может быть: "если евреи связаны между собою только религией, то почему же еврей, даже совершенно не верующий, чувствует себя так неуютно между не-евреями, а так уютно между евреями, точно между родными? не доказывает ли это, что евреев связывает между собою еще нечто другое кроме религии?" Нет! Ибо это чувство мы себе совершенно ложно истолковываем. Присмотритесь внимательно к этому чувству, и вы увидите, что то чувство, которое привязывает вас к другому еврею, основано исключительно только на общности религии, хотя бы ни вы, ни ваш собеседник этой религии не держался: эта общность религии дает вам гарантию, что ваш собеседник не назовет вас жидом, не отнесется к вам с презрением как к какому-то парию, не будет в вас видеть врага, которого Талмуд может быть воспитал Бог знает на каких гадостях; что он провел свои детские годы в тех же верованиях, праздниках, что и вы, а одинаковость детских впечатлений сближает людей даже и тогда, когда вера, вызвавшая эти впечатления, давно уже исчезла. Все эти чувства привязывающие еврея к еврею, основаны следовательно исключительно только на религии и связанных с нею явлениях. Если к некоторой группе евреев вас привязывают еще какие-то другие чувства, то это чувства чисто местные, не имеющие ничего общего ни с панъюдаизмом, ни с Палестиной. Так например литовский еврей чувствует себя хорошо в обществе литовского еврея потому, что кроме вышеуказанной связи религиозной их обоих связывает еще общность духа, вынесенного из литовских местечек, общность воспитания и воспоминаний, общность жаргона, который дорог им невольно как язык детства, общность ударов и правовых ограничений, под которыми они живут, благодаря своей религии. Для того чтобы у вас не оставалось сомнений относительно истинного характера взаимной привязанности еврея к еврею, которую вы неверно называете панъюдаистическим еврейским национальным самосознанием, вообразите себе, что вам представили на выбор жить в городе, населенном караимами*, или жить в городе, населенном коренными русскими, принявшими талмудическое еврейство (если бы такой факт по закону был возможен); положите руку на сердце и скажите, где вы бы себя чувствовали уютнее? не подлежит сомнению, что вы выберете город, населенный русскими, принявшими талмудизм; ибо в нем вы будете себя чувствовать вполне как среди своих, там будут вполне равные вам, которые никогда не будут вас корить ни вашим жидовством, ни бесправием; среди караимов же вы будете чувствовать себя как среди чужих, которые будут относиться к вам с ненавистью и презрением. А между тем первые ведь несомненно ничего общего с евреями кроме религии не имеют, вторые же несомненно полнокровные евреи, происходящие от Авраама, Исаака и Якова! Вы видите следовательно, что то чувство взаимного расположения евреев друг к другу есть не какое-то национальное самосознание, а просто следствие общности религии и связанной с этим общности положения."


P.S.

https://www.facebook.com/groups/leftil/

"в 1879 году Заменгоф написал по-русски очень неплохую, хотя и неполную, грамматику идиша под названием "Попытка грамматики новоеврейского языка". Буквально через пару лет после публикации этой брошюры под названием "Гиллелизм", ситуация изменилась, и миллионы евреев официально признали свой разговорный язык национальным достоянием, ничем не хуже немецкого или украинского.

Но забавно здесь то, что Занд в своих книгах по сути не приводит ничего принципиально нового. Заменгоф и многие другие евреи разных толков, от хасидов до радикальных светских космополитов, прекрасно знали, до массового распространения сионистской идеологии, что единственное осмысленное понимание еврейства - это либо религия, либо "народ идиша", как выражается Занд."




Tags: Израиль, Палестина, евреи, иврит, идиш, история, иудаизм, русский язык
Subscribe

  • Кого везли в "пломбированном вагоне".

    Кого везли в "пломбированном вагоне". 9 апреля 1917 года большевики во главе с Лениным, покинули Цюрих и отправились в Россию. Их сопровождали двое…

  • Право Сирии. Михаил Ошеров.

    Право Сирии. Михаил Ошеров Уже 10 лет Сирия отражает комбинированную агрессию США, Израиля, Турции и стран Персидского залива. У каждой из…

  • О Немцове.

    О Немцове. Я в своё время занимался российской экономикой и политикой на достаточно высоком уровне - я был в "команде Чубайса"…

Comments for this post were disabled by the author