mikhailosherov (mikhailosherov) wrote,
mikhailosherov
mikhailosherov

Category:

Способы формирования и смены общественных элит

http://aristarh2008.livejournal.com/40934.html

Способы формирования и смены общественных элит

"Парламентским путем можно сменить только партии и персоналии у власти. Элиты парламентским путем сменить невозможно.  Именно поэтому имели место буржуазные и пролетарские революции.
 В истории также имели место и феодальные революции, когда одна феодальная элита сменяла другую феодальную элиту. При этом менялся и вид феодализма. Например могло появиться, или наоборот, отмениться крепостное право. Могла быть барщина заменена оброком, или наоборот. Мог измениться способ формирования войска и т. п.
 Одной из таких была революция известная по мифу о призвании варягов на русь.
  На самом деле, понятно, что варягов никто не призывал, ни на Русь, ни куда бы то ни было, и они заняли место российской элиты, уничтожив прежнюю славянскую феодальную элиту и родовую славянскую знать.
  Тоже самое произошло в Англии, когда в битве при Гастингсе норманы уничтожили цвет англосаксонской знати и стали английской элитой. Строй остался феодальным, но изменился вид феодализма.
  Чтобы создать прогрессивный социальный строй,  для начала, нужно сформировать и привести к власти элиту, которая будет поддерживать именно такой строй. А чтобы она его поддерживала, ее элитный характер должен напрямую зависеть от того, чтобы строй оставался таким.
 

[Spoiler (click to open)]
Например земельная аристократия до конца будет стоять за помещичью собственность на землю.  Буржуазия - за свободу частного предпринимательства и святость права частной собственности на средства производства. Рабовладельцы - за рабовладение. И т. п.
  Социализм нужен только пролетариату, то есть классу наемных работников, классу отчужденному от собственности.
 Этот класс есть, он является самым многочисленным, он имеет мощное оружие влияния, которым являются забастовки, но он совершенно не организован. Никак. В России нет ни одной партии четко ориентированной на отстаивание политических интересов пролетариата. Больше того, в России нет ни одного сильного профсоюза. Забастовки являются редкостью и происходят стихийно почти без всякой организации.
 О каком социализме в такой политической пустыне может идти речь?
  Но допустим это случится и партия пролетариата будет создана, придет к власти и установит строй гарантирующий господство пролетариата.
 Для начала она уничтожит (не физически, а как класс) собственников и право собственности. Останутся только наемные работники, нанимать которых будет управленческая надстройка, то есть тот же управленческий аппарат, который был в СССР, который сначала станет номенклатурой, то есть гарантирует себе пожизненный статус, а за тем при первой удобной возможности завладеет общенародной собственностью. В СССР весь период уложился в 70 лет.
  Как же этого избежать? В Истории имели место примеры несамовоспроизводящейся элиты. Прежде всего это государства монашеских орденов, где элитой были монахи давшие обед безбрачия и не имевшие детей. Даже если эти монахи и жили в роскоши, они были только пользователями и никому не могли оставить наследства. Сколько бы монашеский орден ни имел собственности, всю ее наследовали новые монахи пришедшие со стороны. Монашеской родословной не бывает.
  Правда добиться гарантированного безбрачия все равно не удавалось. У монахов были женщины и были дети, хотя они просто не могли формально признать их своими женами и своими детьми, а так же официально передать им наследство, что совсем не мешало при возможности поддерживать их материально и даже на будущее,  так что даже после смерти биологического мужа и отца, женщины и дети не оставались без средств к существованию.
  Это очень похоже на передачу наследства в советской номенклатуре. Формально представитель совпартноменклатуры не был собственником. Его квартира и дача, машина и прочее были собственностью государства. Однако он мог обеспечить своим детям протекцию и карьеру. Поэтому после его смерти (если она не была слишком ранней) дети успевали занять высокие должности и уже не нуждались в поддержке.
 Еще одним путем ограничивающим самовоспроизводство элиты, является геронтократия. Наиболее известной в истории геронтократией была древняя Спарта. Там доступ к власти можно было получить только по достижении возраста в 60 лет. По тем временам это был очень пожилой возраст, до которого доживали единицы. Но главное в том, что возраст был единственным критерием. Любой спартанец доживший до этого возраста, становился членом некоей управленческой структуры и никто ни на день раньше этого возраста.
  Фактически спартанская геронтократия является высшей формой традиционной формы племенной власти в виде совета старейшин.
  С советским Брежневским престарелым политбюро тут никаких параллелей. Не каждый советский пенсионер становился представителем власти. А у спартанцев - каждый. Принцип был прост, дожил - получил. Такая вот была у спартанцев официальная дедовщина.
  Но является ли такая форма власти, прогрессивной? Конечно нет. Пожилые люди обычно крайне консервативны, не всегда способны быстро понять объективную необходимость каких-то перемен и возможно это и погубило Спарту.
  Еще одним способом формирования несамовоспроизводящейся элиты может быть независимое тестирование. В некоторый отсталых племенах, например, нельзя получить определенный статус не убив в единоборстве льва.
 В цивилизованном обществе человек способный убить льва может и достоин уважения, но эта способность не гарантирует, что он может быть хорошим управленцем.
 А вот способность набрать высокие баллы при прохождении определенных тестов и, что особенно важно, регулярно подтверждать эту способность, вероятно могла бы стать не плохим и трудно обходимым способом поддерживать высокое качество элиты и, что особенно важно, возможность каждому, кто в состоянии набрать необходимое количество баллов, войти в эту элиту.
 Правда при ослаблении способностей с возрастом, эту элиту придется покинуть.
  Возможно общество и представители самой элиты,сформированной таким образом, будут ревностно следить за соблюдением правил и система власти построенная на таких принципах станет жизнеспособной и прогрессивной.
 С одной стороны не придется сомневаться в способностях руководства, с другой очень мало возможностей для прихода к власти коррупционным путем.
  Кроме того очень важно, что представитель таким образом сформированной элиты, будет понимать, что находится в ней только пока способен поддерживать себя в прекрасной форме и, что в будущем он снова станет таким, как все. А значит не будет стимула принимать особенно жесткие правила и законы жизни для простых людей. Ведь самому же придется и жить по этим правилам через некоторое время."


Tags: власть, общество, элита
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author