mikhailosherov (mikhailosherov) wrote,
mikhailosherov
mikhailosherov

Categories:

Памяти Йорама Канюка.


Памяти Йорама Канюка.



На исходе субботы на 83 годе жизни умер израильский писатель и сценарист Йорам Канюк. Русскоязычным театралам он известен по спектаклю "Человек сын собаки" театра "Гешер", но тем кто следит за политическими и общественными баталиями вокруг системы взаимоотношений государства и религий в Государстве Израиль, помнит о судебном постановлении от 2.10.2011. Тель Авивский окружной суд вынес постановление по иску Йорама Каньюка о регистрации в базе данных МВД, как "не имеющего религиозной принадлежности" (ле ло сивуг дат). Этим решением судья Гидеон Гинат подтвердил, что в Государстве Израиль, как в демократической стране действует Закон "О достоинстве и свободе личности" и посему гражданин сам вправе решать свою религиозную принадлежность или отсутствие таковой. Сам же Каньюк в интервью газете “Хаарец” заявил, что теперь он может официально считаться нерелигиозным гражданином, при этом оставаясь евреем по национальности.
Каньюк так же не раз говорил о том, что он предпочёл бы в графе национальность запись "израильтянин", но к сожалению подобной национальности официально не существует. Судебное решение вызвало отклики - 77-летний Амос Амир (ветеран ПАЛЬМАХа) и его 64-летняя супруга Ривка также обратились к адвокату, представлявшему в суде интересы Каньюка . Амир – бригадный генерал авиации в отставке и бывший заместитель главкома ВВС ЦАХАЛа, - "До сегодняшнего дня мы не думали делать подобное, но после того, как прочли о победе Каньюка, решили с женой поступить как и он. Мы неверующие и не согласны с тем, чтобы раввины диктовали нам, как жить. Это благородная идея, потому что религия – явление, наиболее мешающее спокойствию в мире. Я бы хотел отделить религию от жизни Государства Израиль или хотя бы разделить религию и государство. Мы евреи по национальности, но данный шаг нужен для того, чтобы отделить религию от государства", – сказал он 4.10 11 по радио. Амир потребовал, чтобы у него в графе удостоверения личности было записано «хофши» (свободный). Вполне возможно, что в требовании именно таким образом фиксировать религиозную принадлежность содержится и значительная доля иронии, принимая во внимание, что запись "лишенный религии" (хасар-дат) может быть по ошибке услышана и вписана как "хасар-даат" (лишенный рассудка), так как на иврите эти слова пишутся и произносятся очень похоже.
В статье газеты "Маарив " утверждается, что речь идет именно о графе "национальность", и израильтяне требуют записать их "лишенными религии" в знак протеста против того, что слово "еврей" стало восприниматься исключительно как религиозная принадлежность. При этом в аналитической статье издания, посвященной Каньюку, журналист Дрор Ямини утверждает, что на самом деле речь идет лишь о графе "религия", а в графе "национальность" Канюк остался евреем. Таким образом, Каньюк зарегистрирован в МВД как нерелигиозный человек, преодолев отказ государственных инстанций и добившись своей цели через судебную систему, выразив солидарность со своим внуком. Канюк женат на христианке из США. Его дочь родилась в Израиле, иврит – ее родной язык, и она служила в ЦАХАЛе, но ее сына МВД предложило записать "американским христианином" или "человеком без религии". Также в многочисленных интервью Каньюк заявил, что иудаизм в той форме, какую он приобрел сегодня в Израиле неприемлем для него, имея в виду статус раввината и влияние раввинов на общественные процессы в стране.
Религиозные авторитеты не могли пропустить такой беспрецедентный случай и высказали своё мнение: Бывший Главный раввин Израиля Исраэль Меир Лау считает, что евреем без иудаизма быть нельзя. Комментируя решение суда обязать министерство внутренних дел записать Й. Каньюка человеком "без религии", р. Лау сказал: "Мне жаль Йорама Каньюка и всех тех, кто считает, подобно ему, что можно оторвать еврейскую или израильскую национальную идентичность от наследия поколений. Исполняющий обязанности председателя Высшего суда, покойный Моше Зильберг, уже постановил, что "народ не создается пустословием". А прежде него Саадия Гаон заявил, что "наш народ – не народ без своей Торы". Без письменной Торы и Торы устной нет своеобразия еврейского народа, а его способность сохраниться – как хрупкий фарфор.
Мне больно за Йорама Каньюка, потому что он написал книгу о Войне за Независимость, и кому, как не ему, знать, что командиры, полководцы и солдаты жертвовали своими жизнями за создание государства еврейского в том смысле, в каком оно определено в Декларации Независимости: не государство евреев, а еврейское государство. В чем будет выражаться его "еврейскость", если не в тяге к наследию поколений? Если мы желаем выжить, нельзя разделять религию и национальность. Если у религиозного учреждения есть недостатки, их можно устранить, но нельзя выплескивать младенца из корыта вместе с водой", – отметил р. Лау.
Судебному постановлению по иску Каньюка предшествовала череда судебных исков, поданных гражданами Государства Израиль и стремившихся прояснить вопрос. Так, Джордж Тамарин, в 1970 году потребовал записать его «израильтянином». Это требование было отклонено МВД и в итоге рассматривалось в Высшем Суде, где иск был так же отклонен – «нет израильской нации, отдельной от еврейской нации». Таков был вердикт Суда. В 2003 году 38 граждан (Узи Арнон, Иегошуа Порат и другие) подали иск с требованием что бы в графе «национальность» у них было записано «израильтянин». Иск так же был отклонен .
Показательной является позиция Государственной Прокуратуры, которая заявила в Суде, что запись гражданина в графе «национальность» в качестве «израильтянина» не может быть приемлема т.к. «не отражает основы создания и существования Государства Израиль, не соответствует им и даже подрывает их» . Общественность и пресса восприняли постановление суда и отказ Йорама Каньюка от религии, как событие, которое имеет потенциал повлиять на дальнейшую историю Государства Израиль.
Tags: Израиль, история, иудаизм, левые, литература, писатели, светские
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author