mikhailosherov (mikhailosherov) wrote,
mikhailosherov
mikhailosherov

Праздник Пурим и геополитика.

Праздник Пурим и геополитика.



Праздник Пурим – один из больших праздников еврейского народа. Существует много интересных обычаев, связанных с этим праздником. В синагогах в этот день читают свиток Торы – свиток Эстер, или книгу Эстер, или мегилат Эстер.
[Spoiler (click to open)]
" Во время чтения свитка при произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум топаньем ног, свистом, специальными трещотками (Haman Klopfer) и т. п., выражая таким образом ненависть и презрение к памяти злодея. Прототипом подобной формы выражения презрения является введённый французскими и немецкими евреями в XIII в. обычай ударять друг о друга двумя камнями, на которых начертано имя Амана, до тех пор, пока имя не стиралось (в соответствии с предписанием Торы «ты должен стереть память Амалека» (Втор.25:19)). Обычай поручать детям шуметь трещоткой был издавна принят и в России. Раввины, однако, неоднократно протестовали против такого непристойного поведения в синагоге"
http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BC

"Пурим — весёлый праздник, в который принято пить вино. По словам Талмуда[20], нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или благословения Мордехаю.
На праздник пекут особое треугольное печенье со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), называемые гоменташн (идиш המנטאַשן — у́мэнташн или (h)о́мэнташн, букв. «карманы Амана») или «уши Амана» (на иврите озней hAман).
" В Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку (на иврите мишлоах манот, на идишe шалахмонес — букв. `посылка яств`) и давать деньги нуждающимся."
"Пурим — карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались произведения, пародирующие религиозную литературу".
" Особый жанр карнавала — Пуримшпиль (на идишe `пуримское представление`), исполняемый одним или несколькими актёрами во время праздничной трапезы. Пуримшпили разыгрывались в публичных местах, и со зрителей взималась плата. Тем не менее, пуримшпили всегда сохраняли связь с книгой Эстер и разыгрывались только на Пурим."
http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BC
Однажды прогулявшись утром на Пурим в Бней-Брак, могу подтвердить, что многие раввины и молодые ультраортодоксальные иудеи там уже с утра начали выполнять пуримский завет пить до тех пор, пока человек не перестанет различать Амана от  Мордехая. Благо они не работают, и свободного времени у них много.
Социальные сети на Пурим полны фотографий взрослых и детей, ярко разукрашенных и одетых в карнавальные костюмы.
В чём содержание, в чем смысл праздника Пурим? Основное его содержание лежит на поверхности – еврейский народ празднует в этот день чудесное спасение от полного уничтожения в Вавилонском плену.
" Главной героиней книги является Эстер — родственница и воспитанница еврея Мордехая, жившего в Сузах (Шушан) и однажды спасшего жизнь царю Артаксерксу (Ахашверошу). Когда перед царём встала проблема выбора новой жены (вместо отвергнутой им Астини (Вашти)), выбор его пал на Эстер.
Один из придворных Артаксеркса, Аман-амаликитянин был крайне раздражён тем, что Мордехай отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа.
Узнав об этом, Мордехай потребовал от Эстер, чтобы та заступилась перед царем за свой народ. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, Эстер явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите евреев.
Узнав подоплёку интриг Амана, Артаксеркс приказал повесить Амана на той же виселице, которую Аман приготовил было для Мордехая, а в отмену указа об истреблении евреев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа евреи с оружием в руках восстали на защиту своей жизни и уничтожили множество врагов, в том числе десяти сыновьях Амана. В ознаменование этого у евреев был установлен праздник Пурим.
В Иране, в городе Хамадан (древняя столица Сузы), по сей день находятся могилы Эстер и Мордехая. Уже в XIII веке еврейские путешественники описывали эту гробницу. Евреи Ирана и сегодня традиционно собираются там в день Пурима для чтения свитка Эстер. "
http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BC


Здесь немного отвлекаясь от темы, замечу, что страшный иранский Ахмадинеджад до сих пор не разрушил эту гробницу. В Иране существует небольшая еврейская община.  Люди, обвиняющие Ахмадинеджада в антисемитизме, сознательно подменяют понятия, называя критику Израиля антисемитизмом.

Возвращаясь к Пуриму, замечу, что свиток Эстер нужно читать очень подробно.[Spoiler (click to open)]Во-первых, интересна подробность о том, что царю невозможно было отменить свой указ, - он не хотел терять своё царское достоинство. Чтобы административно  исправить ситуацию, он подписал составленный Мардохеем новый указ, в которым евреям разрешалось самооборона.

" (7) И сказал царь Ахашвэйрош царице Эстэйр и Мордохаю Йеудею: вот, отдал я Эстэйр дом Амана, а его повесили на дереве, за то что поднял он руку свою на Йеудеев. (8) А вы напишите о Йеудеях то, что вам угодно, именем царя и скрепите (печатью) перстня царского, потому что того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить. (9) И призваны были в ту пору писцы царские, в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все так, как приказал Мордохай, – Йеудеям, сатрапам и начальникам, и правителям областей, что от Оду и до Куша – ста двадцати семи областям, каждой области письменами ее и каждому народу на языке его, и Йеудеям – письменами их и на языке их. (10) И написал он именем царя Ахашвэйроша, и скрепил (печатью) перстня царского, и отправил письма с верховыми гонцами, ездившими верхом на рысаках царских с конных заводов, (11) О том, что царь разрешил Йеудеям каждого города собраться и встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто (готов) напасть на них, – с детьми и женами, и разграбить имущество их (12) В один день во всех областях царя Ахашвэйроша, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара. (13) Список с указа этого (следует) передать в каждую область как закон, объявлеямый всем народам; и чтобы Йеудеи были к этому дню готовы мстить врагам своим. (14) Гонцы верхом на царских рысаках быстро и спешно выехали по-слову царскому. Указ же был дан в крепости Шушан."

http://www.toraonline.ru/ksuvim/ester.htm

Эта история с двумя указами немного напоминает алгоритм действий чиновников в царской России – "Ждите третьего указа". На первый указ царя можно не реагировать – его могут отменить. На второй указ царя о том же нужно начинать что-то делать, а третий грозный указ царя нужно выполнять немедленно.

Немного о географических названиях свитка Эстер.  "От Оду до Куша" – "от Индии до Эфиопии" – таковы были тогда размеры вавилонской державы. Крепость Шушан – это древние Сузы – резиденция царей.

События, связанные с царем Артаксерксом (Ахашверошем), его советниками Аманом и Мордехаем и  племянницей Мордехая Эстер происходили в течение достаточно длинного периода времени. Злой Аман бросал свой жребий -"пур" (аккадское «пуру» — `жребий`) в начале года, в месяце нисан, жребий об исполнении его приказа об уничтожении евреев выпал на месяц адар. Дистанция между ними – почти год. У евреев, быстро получивший второй указ царя, было время подготовиться. Получив второй указ царя,  евреи начали мстить.

" (1) В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, когда наступило время исполниться повелению царя и указу его, в день, когда враги Йеудеев надеялись одолеть их, а обернулось оно так, что сами Йеудеи одолели недругов своих, (2) Собрались Йеудеи в городах своих, во всех областях царя Ахашвэйроша, чтобы наложить руку на тех, кто желал им зла; и никто не устоял против них, ибо страх пред ними охватил все народы. (3) И все правители областей, и сатрапы, и начальники областей, и исполнители дел царских поддерживали Йеудеев, ибо охватил их страх перед Мордохаем, (4) Потому что был Мордохай велик в доме царском, и слух о нем прошел по всем областям, так как этот человек, Мордохай, становился все более влиятельным. (5) И перебили Йеудеи всех врагов своих ударом меча, убивая и истребляя, и поступая с недругами своими по воле своей. (6) И в крепости Шушан погубили Йеудеи, убив, пятьсот человек."

http://www.toraonline.ru/ksuvim/ester.htm


В общем, евреи нанесли упреждающий удар. Причем административный ресурс был на их стороне – " И все правители областей, и сатрапы, и начальники областей, и исполнители дел царских поддерживали Йеудеев, ибо охватил их страх перед Мордохаем".

Так, после превентивного, упреждающего нападения, был спасён еврейский народ.

Что происходит дальше? Дальше выясняется, что врагов у евреев много, и для их уничтожения одного дня недостаточно.

[Spoiler (click to open)]" (12) И сказал царь царице Эстэйр: в крепости Шушан погубили Йеудеи, убив, пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в остальных областях царских!.. (Скажи,) что же за желание у тебя? И будет оно исполнено. И о чем еще просишь ты? И будет это выполнено. (13) И сказала Эстэйр: если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было Йеудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня; а десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве. (14) И сказал царь, чтобы так и было сделано, и дан был указ в Шушане, и повесили десятерых сыновей Амана. (15) Также и в четырнадцатый день месяца Адара собрались Йеудеи, которые в Шушане, и убили в Шушане триста человек, а на грабеж не простерли руки своей. (16) И остальные Йеудеи, которые в областях царских, собрались, чтобы отстоять от врагов своих жизнь свою и покой, и убили из врагов своих семьдесят пять тысяч (человек), а на грабеж не простерли руки своей. (17) (Так было) в тринадцатый день месяца Адара, а в четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья."
http://www.toraonline.ru/ksuvim/ester.htm

Кроме самого Амана были уничтожены также его дети. Которые, в общем-то, ни в чём не были виноваты. Скорее всего, для того, чтобы они и их потомки не стали мстить. Тоже своего рода превентивная мера, часто применяющаяся в древности. Кстати, известное пуримское угощение, – выпечка с маком "уши Амана", – не является ли напоминанием о способе казни врагов, возможно, связанным с отрезанием их ушей?

В самом Шушане (столице царства) резня врагов, практически на глазах у царя, продолжалась на один день дольше.
" (18) А Йеудеи, которые в Шушане, собирались в тринадцатый день этого (месяца) и в четырнадцатый день его; а в пятнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья"
http://www.toraonline.ru/ksuvim/ester.htm

Такая вот весёлая детская история произошла в своё время в древнем персидском царстве. " Собрались Йеудеи в городах своих, во всех областях царя Ахашвэйроша, чтобы наложить руку на тех, кто желал им зла; и никто не устоял против них."

Я хочу еще раз отметить несколько моментов. В те далёкие времена нравы были несколько иные. Но тем не менее, уничтожение детей врага и продолжение убийства врагов на второй день, когда, скорее всего, угроза уничтожения евреев уже миновала, говорят о некоторой мстительности.

В 2007 году израильский тележурналист Яир Лапид, сейчас – глава новой большой израильской политической партии "Еш Атид" высказался примерно следующим образом:

«Я бы упразднил Пурим. Это история об антиеврейском заговоре, который был сорван изза того, что некто вынудил свою племянницу девственницу лечь в постель с распущенным царем и тем самым даровал евреям право учинить геноцид, во время которого были уничтожены 70 000 человек. После этого евреи упились от частья. Это не делает нам чести. ».
http://left-liberal-il.livejournal.com/1859909.html

На Лапида тогда накинулись многие религиозные деятели. Сейчас, когда его партия пытается внести коренные изменения в израильскую политическую систему, в правой израильской прессе начали появляться статьи, где Яиру Лапиду припоминают эти слова.

Принцип Пурима – принцип превентивного нападения на врагов, широко используется израильскими властями в течение всего периода существования израильского государства, и даже раньше – он использовался еще властями еврейского ишува в подмандатной британской Палестине в борьбе против арабов. Многие войны и военные операции начинались Израилем, исходя из этого принципа. Международные документы обычно трактуют превентивные нападения просто как нападения, то есть как акты агрессии.

В последнее время на Ближнем Востоке сложилась ситуация практически полного израильского военно-стратегического превосходства. Изменение этой ситуации в сторону если не паритета, то какого-то сдвига могло произойти после поставок российских систем ПВО в Сирию. В частности, поставки и постановка на боевое дежурство в Сирии систем противокорабельных ракет "Яхонт" ликвидировало для Сирии угрозу израильского нападения с моря. Израильская дипломатия смогла противодействовать поставкам российских систем ПВО С-300 в Сирию и в Иран, что сохранило подавляющее превосходство израильской авиации в воздухе. В конце января 2013 года  израильская авиация разбомбила некий объект на территории Сирии. Ранее, в декабре 2012 года израильская авиация разбомбила некий объект, скорее всего, ракетный склад, на территории Ливана.

Первого марта этого (2013) года "начальник Генштаба ЦАХАЛа Бени Ганц посетил школу имени Менахема Бегина в городе Рош ха-Аин. В ходе встречи с учениками и преподавателями генералу Ганцу был задан вопрос о причастности израильских ВВС к недавней атаке одного из военных объектов на территории Сирии.

«Когда мы видим что-то, что может нарушить военно-стратегический баланс в нашем регионе, мы стараемся сделать все необходимое для того, чтобы этого не допустить», - цитирует слова Бени Ганца портал
Ynet."
http://www.zman.com/news/2013/03/01/146147.html

Итак, в цитате применяется сослагательное наклонение – "что-то может нарушить". Еще ничего не произошло, а государство Израиль уже применяет меры. Давайте попробуем спроецировать эту ситуацию на другие страны. Представьте себе Сирию, которая бомбит объекты в Израиле только потому, что они нарушают военно-стратегический баланс в регионе. Или Россию, бомбящую американские объекты ПРО в Европе, серьёзно нарушающие стратегический баланс между Россией и США. Но государству Израиль почему-то позволено совершать агрессивные действия в отношении других стран.  Израиль формально находится в состоянии войны с Сирией и с Ливаном. Но 40 лет на израильско-сирийской границе стояла тишина. После последнего израильского нападения на Ливан в 2006 году военные действия были прекращены резолюцией 1701 Совета Безопасности ООН. Израильские бомбардировки Ливана в декабре 2012 года являются нарушениями этой резолюции.

Праздник Пурим – это не только праздник чудесного спасения еврейского народа от врагов. Это еще и история мести врагам и их детям и история применения превентивного нападения как способа войны и политики.







Tags: Ближний Восток, Израиль, война, геополитика, иудаизм, политика
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author